«Золотая Орда» — территория любви и коварства

В новом фильме о древней Руси герои вымышленные, а страсти — настоящие

В Москве на финишную прямую вышел съемочный процесс 16-серийной телеэпопеи «Золотая Орда», которую кинокомпания «Марс Медиа» совместно с «Амедиа» готовят для Первого канала.

Съемочный этап подготовки проекта был поделен на несколько частей. Сначала на территории заброшенной военной базы недалеко от Ярославского шоссе, прямо на лесной опушке возле небольшого пруда, возвели настоящий деревянный городок XIII века: с домами, теремами и церквушками. Все это служило декорацией для событий, происходящих на территории Руси. Вторая часть съемок прошла в Крыму, где снимали события, происходящие в ордынском городе Сарай-Берке. Затем съемочная группа вновь вернулась в Москву, где на киностудии «Амедиа» сейчас снимаются павильонные сцены.

Мы побывали на съемочной площадке сериала и своими глазами увидели то, как создается один из самых масштабных современных костюмированных телепроектов.

Исторический вымысел

По замыслу создателей, в сериале будет показан конец XIII века, когда Древняя Русь находилась под игом монголо-татар. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистное иго, но его врагами на этом пути становятся родной брат — опальный князь Борис — и старший сын Владимир.
Тем временем в столицу Руси прибывает посланник Золотой Орды – красавец и ценитель женской красоты Тенгри-Темир. Он приехал, чтобы угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью — при условии, что Великий князь отдаст ему жену Бориса, княгиню Устинью. Ярослав не готов нарушить законы веры и чести. Но неожиданно Борис сам идет на этот шаг, надеясь, что такая жертва обеспечит ему княжеский престол. Устинья с караваном отправляется на чужбину. Взамен же Тенгри оставляет князю Ярославу «подарок» от Великого хана – юную Наргиз, которая пробуждает князя к жизни и ставит его перед роковым выбором. На одной чаше весов – любовь и страсть, на другой – престол и жизнь самой Наргиз, которую не принимает ни народ, ни законная жена Ярослава княгиня Радмила.
Как нас сразу же предупредили создатели сериала, проект стоит рассматривать скорее как историческую фантазию. Фильм снимается по мотивам событий, происходивших в то время.

— Великий Князь Владимирский Ярослав — это собирательный образ, вымышленный герой, — объясняет нам креативный продюсер проекта Елена Денисевич. – Нельзя считать его ни отцом, ни братом Александра Невского, которых тоже звали Ярославами. Мы не экранизируем исторический период и не ставим перед собой целью полное соответствие действительности прошлого времени. Также мы решили не уходить от стереотипов, которые сложились в зрительском восприятии. Монголо-татар в проекте играют актеры с выраженной монголоидной внешностью. Наши ордынцы – не кровожадные неопрятные кочевники, презирающие всех, кто не является представителем их племен. У нас Орда – государство со своими героями, которым при этом свойственны все те же человеческие качества, которые проявляют «русичи». Среди них есть герои и предатели, есть искренние чистые души, но также и лицемеры и интриганы.

Деревянный городок

На съемках сцен на натуре и в павильонах одинаково поражает педантичный подход к работе художников по костюмам, декораторов и гримеров. Все сделано с такой точностью и любовью к своей профессии, что даже сейчас, во время съемочного периода, очевидно, что зрителям снова и снова захочется пересматривать масштабные сцены картины.
В возведенном под руководством известного художника Юрия Григоровича деревянном городке построены не картонные и фанерные декорации, а настоящие бревенчатые избы, церкви, баня и княжеский терем. Осматриваясь на площадке, видишь аккуратно сложенные стога сена, деревянные грабли, телегу с покосившимися деревянными колесами и расставленные у изб глиняные горшки. Заглядываем в церквушку, где пред нашим взором предстает красивый резной деревянный иконостас с ликами Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и апостолов. Перед ними – подсвечники со множеством горящих свечей. Здесь немного душно, пахнет плавящимся воском —  все точь-в-точь как в настоящем храме во время богослужения.

Первый конь Пускепалиса

На крымскую часть съемок выпало множество батальных сцен с участием большого количества актеров массовки. В том числе и конных сражений. Ради них Сергею Пускепалису, играющему воеводу Еремея, пришлось обучаться держаться в седле и обращаться с тяжелым оружием.

— Для роли потребовалась определенная подготовка: нам пришлось много скакать на конях, но не всегда это сразу удачно получалось, — улыбнулся Сергей. – Верхом в кадре я еще не ездил. И нашей каскадерской группе было дано задание — научить актеров уверенно держаться в седле. Пришлось немного подучиться. У меня и конь весь в железе был, и сам я — в доспехах, которые весили около 20 килограммов. Плюс меч – а это еще килограммов восемь. Но ничего – вроде, справился. Я от природы парень крепкий! (Улыбается.)

Дабы подчеркнуть зрелый возраст героя, гримерам пришлось немного «состарить» актера. Всегда гладко выбритый в жизни Пускепалис в картине носит приклеенную бороду с заметной проседью. К слову, нанесение грима почти каждому из главных героев «Золотой Орды» занимает по два часа ежедневно.
— Еремей – уже довольно пожилой человек. Думаю, в ту пору мало кто доживал до его возраста, — заметил Пускепалис. – У моего героя возникает поздняя любовь с иноплеменкой по имени Наргиз, которую привезли в дар нашему князю. Так появляется «любовный треугольник», где переплетены честь, долг и любовь.

Где не ступала нога киношника

В Крыму съемочная группа неожиданно столкнулась с одной непредвиденной сложностью: на полуострове было непросто найти место, не облюбованное ранее для съемок другими киногруппами.

— Крымскую натуру очень любят киношники, но нам хотелось отыскать место, где ранее еще никто не снимал, — рассказывает нам режиссер Тимур Алпатов. – Подходящие пейзажи мы нашли в Караларском заповеднике под Керчью. Там мы построили ханскую ставку, сделали декорации дворца и юрт. Но до того, как приехать туда на целый месяц, мы сняли несколько массовых сцен с участием большого количества коней под Симферополем, в Белогорском. Причем одну из битв мы снимали целых три дня!

Мужской ум Пересильд

Съемки проекта продолжились в Москве. На киностудии нетрудно догадаться, где именно расположены павильоны «Золотой орды»: в соседних коридорах можно встретить артистов, задействованных в проекте. Вот целые группы «монгольских воинов», рассевшись по лавочкам, ждут приглашения на площадку. Неподалеку от них — облаченный в кольчугу «русич» после своей сцены беседует с кем-то по мобильному телефону. А вот из-за угла показалась красавица Юлия Пересильд. Она тоже в образе: с длинными волосами, в княжеском головном уборе и ожерелье из крупных монет. О том, что актриса все-таки живет в XXI веке, говорит лишь бумажный стаканчик ароматного кофе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.